Религиозно-паломнический туризм

Современный религиозно-паломнический туризм, как правило, принято разделять на два подсегмента: религиозный и паломнический. "Разве это не одно и тоже?" - спросите Вы. Оказывается не совсем. А в чем их специфика и различия мы попробуем разобраться в этой статье.

Начнем с того, что в паломничестве религиозные объекты являются местом или средством совершения поклонения святыням, духовного очищения или других действий путешествующего, связанные с определенным вероисповеданием человека, а в религиозном туризме объектом является культурное достояние народа, имеющее для него сакральное значение. Во втором случае такие объекты, как правило, включаются в общую программу туров для осмотра под руководством гидов. В целом сюда привлекаются территории крупных старинных городов, культурных центров и т.п.

Итак, учитывая мотивацию путешествия, ресурсом для функционирования указанных выше подсегментов будут несколько разные вещи. В подсегменте "паломничество" - это места и культовые сооружения, напрямую связанные с вероисповеданием человека. Но даже при осуществлении паломничества, путешествие приобретает черты туристического содержания - выезд с постоянного места жительства, использование транспортной инфраструктуры, сферы питания, обслуживания, размещения и т.п. К слову, в Европе уже длительное время существуют специализированные турагентства, основным направлением работы которых является именно организация паломнических туров.

Второй подсегмент - религиозный туризм - тоже является частью туристической отрасли. Здесь непосредственно задействованы все предприятия сферы туризма - начиная от туроператора, турагента и других составляющих индустрии туризма, заканчивая самими объектами туризма - культовыми историческими памятниками, действующими религиозными объектами (разумеется с согласия служителей церквей, синагог, мечетей, храмов и т.д.), которые разрешено посещать туристам, соблюдая соответствующие правила поведения. Туристическим ресурсом, который используется в этом случае, в отличие от паломничества, является не одно конкретное культовое сооружение или святое место, не собственно вера - как стимул к путешествию, а комплекс объектов - архитектура, традиции, верования и т.д., знакомство с которыми происходит преимущественно под руководством гида.

Разница между двумя рассмотренными подсегментами состоит и в организационных подходах к пребыванию туристов в местах, которые являются целью их путешествия. Паломникам достаточно минимальных условий проживания и питания и все свое время они находятся в молитвах или иной деятельности, связанной с вероисповеданием. А туристам, которых мы относим ко второму подсегменту, необходимо обеспечение всех условий, связанных с отдыхом во время туристической поездки - создание атмосферы радости, получение различных положительных впечатлений и т.п. Религиозные объекты выступают здесь не только как культовые сооружения, которые являются носителями определенной религиозной идеи, - они выступают как памятники архитектуры, культуры, исторического развития территории и т.п. То есть, объектом религиозного туризма является не столько религия, сколько само культовое сооружение, архитектура и история, связанная с ним.

В значительной степени будет отличаться и территориальное обеспечение паломнического и религиозного туризма. Паломники практически постоянно находятся на территориях монастырей, церквей, храмов или прилегающих к ним участков. Туристы же будут удовлетворяться кратковременным посещением сакральных объектов, а большую часть времени путешествия будут находиться за их пределами.